Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player


Новости

Яндекс.Погода

Главная  / Познавательные публикации и материалы / Пролетье - национальный праздник славян

Пролетье - национальный праздник славян

          Первого мая (точнее в день, который по новому стилю называется "первое мая")   славяне-родноверы праздновали (и ещё празднуют) Пролетье, другие названия - Ярёмник, Еремей, Запашник, Засеватель, Посевы, Гулёный день, Проводы весны, Встреча пролетия, «Макарэй» (белорус.), Змеиный день (болг.), «Змиjски светац» (серб.) — Праздник змея, «Женско весеље» (серб.), «Првомајски уранак» (серб.) — Первомайское утро, день свв. Филиппа и Якуба (пол.).

 

Славянские обряды

1 Мая традиционно считался праздничным днем в сельской среде дореволюционной России как «праздник весны, начала лета»[1]. Говорили, что в этот день ходит Ярило ночною порой в белом объяринном (объярь — волнистая шелковая материя, муар) с серебряными или с золотыми струями балахоне, на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри (яровой хлеб: пшеница, ячмень, овёс, греча, просо). Где ступит Яр Хмель — там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле — лазоревы цветочки на нём запестреют, глянет на тёмный лес — птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет — белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на землю — соловьи прилетят (Соловьиный день), помрёт Ярило в Иванов день — соловьи смолкнут[2].

 

(19)

 

В древней Руси в первый день пролетья отмечался «гулёный день», воспринявший древний культ цветов и зелени. В селеньях ЛешуконьяПинеги,Холмогорщины «гулёный день» отмечался на угорах (надпойменных терассах). Приносили самовары, угощались пирогами — шаньгами, кулебяками с треской, палтусом, со свежей речной рыбой. Молодёжь пела, танцевала под гармони, под балалайки. Ближе к ночи палили костры. В Олонецком крае первый день пахотной страды отмечали складчиной. Делали соломенное чучело, вокруг которого собирались. Ближе к ночи его сжигали в костре[3].

В селе Караяшник Воронежской области 1-2 мая праздновали приход весны и появление всходов на полях. На улицах готовили майскую кашу на кострах. Каждый приносил что-либо из продуктов: пшено, картошку, сало, яйца, лук, масло и делали общий стол. Молодёжь устраивала гулянья. Пели песни: «Жавороночек, прынеси весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на ржаной копне, на овсяном снопе»[4].

На Украине пели песню[5]:

Оригинал
Як май затрубив пресвятий Юрій,        
Зазеленіли гори, долини,
Гори, долини, ще й полонини.
Пішли голоси по всіх низинах,
По буковинах, по всіх річинах,
Та по річинах, по кирничинах.
Усі низини зазеленіли,
Всі буковини сі зашаріли.
Та зозулечки повилітали,
Повилітали, защебетали.
І всі сі річки порозмерзали,
Всі сі кирнички повиповняли,
Пообцвітали все лотадами.
Та всі овечки та заблеяли,
Всі ся вівчарі ізрадували.
Перевод [6]
Как май затрубил пресвятой Юрий,
Зазеленели горы, долины,
Горы, долины, да й полянины.
Пошли голоса по всем низинам,
По буковинам, по всем рекам,
Да по рекам, по крыницам.
Все низины зазеленели,
Все буковины то зацвели.
И кукушечки повылетали,
Повылетали, защебетали.
И все то реки поразмерзались,
Все крыницы понаполнялись,
Пообцветали все лотадами (?).
Да все овечки да заблеяли,
Все овчары да израдовались.

В этот день крестьяне с утра мир собирали, решали, как с севом совладать. Надобно землю всем миром почуять, понять: что по грядущей погоде сеять? На стариков надеялись, на их мудрость и слово. Опытные крестьяне прикладывали ладони к земле, решали меж собой эту задачу, испытывали свое чутье. Брали землю в руки, обминали, и который раз проверяли её готовность принять семя.

День начала пахоты в деревне был торжественным. Одевались во всё чистое, худой одеждой пренебрегали. Проверяли соху, коней. В этот день непременно заказывали молебны в поле, просили о добрых всходах, о густом жите. В день засева не дают взаймы ни деньги, ни зерна, ни хлеба: нарушение этого условия может привести к неурожаю.

Наказ в этот день: подымай над пахотой сетево-лукошко с семенами! Крестьяне молились на три стороны, кроме северной, и, низко кланяясь, бросали в каждую сторону горсть жита. Лишь совершив этот обряд, начинали пахать. Рожь сеяли мужчины, а овёс, горох и яровые — бабы.

К первому посеву в поле пекли жаворонков из теста. Когда выезжали сеять, клали жаворонков на землю и только после этого начинали работу. После работы их съедали. В иных сёлах сначала съедали жаворонка, а потом начинали работу.

Болгары считают, что змеи из своих нор выползают на Сорок мучеников и Благовещение, а Иеремия является их царём. В этот день, выполняются ритуалы, направленные на изгнание змей и ящериц, защиту жилища от них. Также, как на Благовещенье, девушка или женщина берёт щипцы и пучок ржи, шумя ими как погремушкой, обходит по всему дому и двору, произнося заклинание:

Бегите, змеи и ящерицы!
Аремей у ворот,
Он вам головы отсечёт!

У сербов сохранился обычай — в этот день группа девушек с овечьими колокольчиками у дверей домов поёт «Иеремийские песни». Этих девушек называют королевами или царицами. Иногда вместо девушек юноши обходят село с криками: «Иеремия в поле, бегите змеи в море!».

Гагаузы 1 мая совершали обряд вызывания дождя «Пипируда», который включал в себя оплакивание и похороны глиняной «куклы» Германчо. Девочки обходили дома с пением песен и собирали продукты для «поминальной трапезы». Подобные обряды широко распространены у народов Балкано-Карпатского региона.

Поговорки и приметы

Еремей, про посевы разумей. Если солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа. На Еремея непогода — всю зиму промаешься. Вёдро на Еремеев день — хороша будет хлебная уборка; ненастье — всю зиму будешь его помнить да маяться. Раннее яровое сей, когда вода сольёт, а позднее — когда цвет калины будет в кругу. Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овёс: топчи меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду — да в пору. Овёс сея – моли Еремея. Если еловые почки распускаются рано и скоро, то не должно медлить с посевом, а в противном случае — не спешить.

Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. На Еремея-запрягальника по ранней росе иди на посев, коня запрягай, сеять поспешай. Яровой хлеб сей с одышкой да с поглядкой. Еремея подыми сетево (1 мая по ст. ст.) и Еремея (Ермия) опусти сетево (31 мая; т. е. начало и конец посева). На первую майскую росу бросай первую горсть яровины на полосу. Овёс сея, проси Еремея. Лягушка квачет — овёс из-под земли скачет. Не радей большому посеву, а радей хорошему урожаю. Рой в глубь пласта — будет рожь густа. Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь. Запрягай коня в соху, выезжай на посев. Еремей, Еремей, про посевы разумей! Кто на ниве потеет, тот и хлеб имеет. Калики перехожие пели, что архангел Гавриил на ниве с сохой, с ним Богородица с сетевом.

В мае добрые люди не женятся. В мае жениться — век маяться. В мае родиться — весь век промаяться.

См. также

commons: Еремей Запрягальник на Викискладе?

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

© 2011 Международная славянская правовая академия Правь
Создание, разработка сайта - студия Мегагрупп.ру.