Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player


Новости

Яндекс.Погода

Главная  / Познавательные публикации и материалы / Обучение "толерантной" терпимости в школах отдельно взятой страны

Обучение "толерантной" терпимости в школах отдельно взятой страны

      Прежде чем читать в целом толерантную статью, давайте разберёмся, а что же будут формировать основы религий в нашей школе у наших детей? Как везде и часто пишут - ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО
от 16 ноября 1995 года

Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».

 

Статья 1

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

"1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства".

          Несмотря на  эклектический характер описания понятия, мы можем всё же выделить ряд признаков ТОЛЕРАНТНОСТИ и сразу дадим их критический анализ:

1) это уважение  - признание достоинств, непричинение вреда кому- или чему-либо. Но как насчёт признания недостатков? Почему мы должны видеть везде только достоинства ? Если религия призывает к убийствам невинных, почему мы её должны уважать? Почему мы должны терпеть издевательства врага и уважать его достоинства (которые нам пользы не приносят). Формула сия проста: "Уважай врага своего за силу его, непричиняй вреда ему";

2) это принятие - согласие с чем-либо. А почему мы должны со всем подряд соглашаться ? Если культура некоего народца считает нас за животных, которых можно убить любому, почему мы должны соглашаться с такой "многообразной культурой" ? У маньяков тоже есть формы самовыражения и проявления индивидуальности - одни душат, другие - режут и кровь пьют. Это повод согласиться с ними ? Конечно нет. Формула тоже ясна: "Будь согласен с любой пакостью - это форма самовыражения, проявления индивидуальности, вредной культуры;

3) это правильное понимание тех же трёх явлений (многообразия, самовыражения, индивидуальности). Понятие просто ни о чём. Слово "правильный" указывает на некое правило, которое кто-то для нас установил и мы должны понимать в соответствии с этим правилом. А если правило предписывает понимать вот так: "если режут твоего брата, то нужно  прощать убийцу, ибо он так самовыражается"?

 4) толерантность - это гармония во многообразии.  Забавное сочетание. Представим себе  организм человека, в котором есть многообразие : вредные и полезные бактерии. Пока вторых больше - человек живет, как только он ослаб - вредные побеждают и человек помирает. Гармония, где есть вредосноное - это не гармония, а предпосылка для разрушения системы, в т.ч. социальной.

 5)  толерантность - это потребность. Вот это и есть навязывание "правильного понимания", причем основанная на ряде ложных и вредных посылок (см. выше).

6) толерантность способствует замене культуры войны на культуру мира. Если под миром считать непротивление злу насилием, то утверждение верно. Если одна "культура" уничтожает другую, а жертва подставляется и кричит  "На - одну щеку, на - вторую щеку, на - опять одну щеку ...", то есть полное согласие между сторонами (одна - садист, вторая - мозахист), но обе они больны. Война ради спасения своего рода или народа - священна. Культура мира не всегда спасает.

7) толерантность - это активное отношение. Полностью ложное утверждение, ибо все вышеописанное - сплошь и рядом пассивное поведение "относящегося".

 8) толерантность не может быть оправданием для посягательств на ценности. Пожалуй можно согласиться с этим, т.к. толерантность - это предпосылка и условие посягательства, но не оправдание. Но жертвам от этого не легче.

          Итак, толерантность - это уважение и принятие как всех полезных, так и всех и вредоносных (и смертельно опасных) явлений, которые описаны выше, согласие как с взаимовыгодным и полезным, так и с унизительным отношением. Причем во второй (негативной) части толерантность ничем не отличается от рабской идеологии. Такая "толерантная" идеология с успехом используется агрессором в отношении потенциальной жертвы: "Будь согласна со всеми, в том числе и со мной, уважай меня. А я буду тебя захватывать и уничтожать, но ты уважай меня и не противься мне. Будь толерантной".

 

        Основы мировых религиозных "культур" в России призваны формировать  в детях (в таком их внушабельном и некритичном возрасте)  указанное выше, в т.ч рабское отношение и к чужим, а также к  вредным культурам, самовыражениям, индивидуальности. 

         Причём источники ряда изучаемых религий, наряду с полезными ценностями,  кишат пропагандой и призывами к насилию, убийствам, гомосексуализму, к страданию, к обману, к невежеству, к нищете духом, к любви к уродству, к предательству, к мысленному людоедству, к несоблюдению гигиены, к хищениям,  к борьбе с инакомыслием, к непротивлению злу насилием   и т.п. Возможно, для авторов этих учений это положительные вещи, но не для нашего народа. Сегодня ты возлюбишь врага своего как самого себя, отдашь ему рубашку, а завтра он тебя убьёт и некому будет защитить твою семью, которых ждёт та же участь - как овец, которых кушает волк в овчарне.

        Со всеми этими "прелестями" наши дети тоже должны соглашаться, принимать их, уважать их? Или в курсе этого предмета убрали все неприятное, а оставили всё "белое и пушистое" (даже из исТОРических книг мы знаем  огромное количество людей, которые были казнены в т.ч. просто за инакомыслие во имя этих мировых религий и их "ценностей" их же церквями)? И почему  родная дохристианская вера наших предков - славянский ведизм, которая отвергает сии мерзкие ценности и образцы поведения, - не включена в программу курса? Дети лишены возможности изучить её в школе, уважать наши древние традиции и ценности - см. О ценностях в славянской ведической вере        

Основы религий в школе и модули толерантности

 

Источник: http://www.zavuch.info/news/news_main/78/

 

 

28 марта 2012 г.

 

Инициаторы школьного курса надеются, что он не родит новые скандалы в духе Pussy Riot. Родители и эксперты в сомнении

К концу марта российские третьеклассники должны определиться со своими конфессиональными предпочтениями. С 1 сентября 2012 года в четвертых классах школ вводится новый предмет - "Основы религиозных культур и светской этики". Всего-то какие-то 34 учебных часа, но они вызывают в обществе споры, выходящие за рамки чисто педагогической дискуссии.

Похоже, религиозный вопрос становится в России все более болезненным - ситуация вокруг поступка Pussy Riot словно выпустила джинна из бутылки: из банального скандала она неожиданно и быстро переросла в настоящее идеологическое столкновение, обнаружив раскол внутри общества и вызвав к жизни необычно жесткие заявления - как со стороны защитников девушек, так и со стороны осудивших их.

Поможет ли новый предмет нашим детям с уважением и интересом относится к чужим культурным и религиозным традициям? Или станет еще одним поводом для взаимных оскорблений и розни?

Буддисты налево, атеисты - направо

В июле 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями традиционных религий горячо одобрил их идею введения в школах основ религиозной культуры. Название предмета несколько раз менялось и корректировалось, в результате получилось длинным и всеобъемлющим - "Основы религиозных культур и светской этики", сокращенно ОРКСЭ. В апреле 2010 года в качестве эксперимента новая дисциплина была введена в почти 10 тысячах школ в двадцати одном российском регионе.

Правительство России признало эксперимент удачным, образовательные учреждения, где тестировался новый курс, отрапортовали о том, как повысились у младших школьников толерантность, интерес и уважение к чужим культурным и религиозным традициям.

Правительство утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса"Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях на территории всей страны. В школах в срочном порядке закупают учебники, учителя начальных классов повышают квалификацию, изучая основы иудаизма и буддизма, родители думают, какой из шести предложенных модулей выбрать для своего ребенка. А в обществе тем временем идет острая, местами совсем не толерантная дискуссия.

Эксперты по вопросам религий спорят о том, надо ли делить курс на разные модули, педагоги - о качестве подготовки преподавателей или лишней нагрузки для школьников. Социологи и юристы размышляют на предмет соответствия нового курса 14 статье Конституции РФ, провозглашающей светскость государства.

Но самые серьезные опасения касаются того, не станет ли предмет, целью которого является воспитание терпимости, интереса к другим культурным, национальным религиозным традициям, еще одним источником будущего неприятия "чужой" религии, "чужого" мнения, "чужого" мировоззрения.

Такая опасность есть, считает Тамара Эйдельман, руководитель кафедры истории московской гимназии № 1567, председатель правления Межрегиональной общественной организации "Объединение преподавателей истории", координатор международного образовательного проекта "Мозаика культур".

"Наше общество и без того расколото по многим признакам, а теперь появится еще один. Уже в 4 классе фактически разделят детей по религиозному признаку: в один класс пошли православные, в другой - иудеи, в третий - атеисты... Было бы правильно, если бы детям показали, что в основе всех религий лежит идея добра, что ислам - это не джихад, а христианство - не только инквизиция. Но, поскольку этот курс рассчитан на младших школьников, никакого анализа, сравнения религиозного мышления, не будет. Дело ограничится сказочками на религиозную тему", - пояснила свою позицию Тамара Эйдельман.

Результаты эксперимента опровергли подобные опасения, возражает Роман Лункин, директор института религии и права Института Европы РАН, сотрудник центра по изучению проблем религии и общества: "Практически во всех регионах, где это курс вводился на апробацию, все прошло чисто, тонко, деликатно, без серьезных конфликтов. Это заслуга, конечно, учителей, которые сумели подойти к предмету чутко и толерантно. Российская Федерация - светское государство, это записано в Конституции. До тех пор, пока в школах не зафиксировано навязывание одной из религий, а предмет ведут светские преподаватели, этот курс не противоречит 14-й статье Конституции РФ, провозглашающей, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Хорошо, что родителям предложена альтернатива в выборе - это обеспечивает соблюдение закона о свободе совести и вероисповедания".

Родителям предложили альтернативу. Они выбрали этику

До конца марта нынешним третьеклассникам, точнее, их родителям, было предложено выбрать для изучения в следующем году один из шести модулей, по которым в издательстве "Просвещение" было издано шесть учебников.

Департамент общего образования Минобрнауки уже обнародовал предварительные данные, и они любопытные. Оказалось, что подавляющее число родителей предпочли "общечеловеческие" дисциплины: около 41% вообще решили оградить детей от религиозной темы, выбрав нейтральную "Светскую этику", еще 20% решили познакомить детей с основами всех мировых религий.

"Это означает, что здравый смысл восторжествовал, - считает Тамара Эйдельман. - Родители выбрали, по сути, наименьшее зло. Потому что понятно, что в любом случае этот курс обернется профанацией. На учителях начальных классов и так лежит огромная нагрузка и ответственность. Скорее всего, этот лишний час в неделю превратится в еще один урок чтения или письма. Основы мировых религий, так или иначе, и сейчас изучаются в разных курсах - истории, литературы, географии, истории искусств, обществознании. Для начальной школы этот курс - только излишняя нагрузка".

При этом больше трети россиян выбрали для изучения один из конфессиональных модулей : "Православие" - около 30%, "Ислам" - 5,6%, буддизм - чуть больше одного процента, иудаизм же взялась изучать всего одна десятая процента от полутора с лишним миллиона будущих четвероклассников.

Соавтор пособия "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры", помощник главного раввина России Андрей Глоцер подчеркнул, что их группа с самого начала была против разделения религий по модулям.

"То, что большинство выбрало нейтральный курс, подтверждает наши опасения о вреде разделения классов на модули. Школы просто не в состоянии обеспечить этот выбор. Это обманка, обеспечить преподавателя одному ученику, который выбрал буддизм или иудаизм, нереально. Поэтому школы стараются убедить родителей отказаться от дробления".

Диакон Андрей Кураев, автор курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры" тоже считает, что говорить о том, что родители сознательно выбрали "Светскую этику", в корне неверно: "Ежедневно я получаю жалобы на то, что в школах запрещают делать выбор в пользу конфессиональных модулей, в частности "Православия". Администрация лукавит, говорит о том, что нет преподавателей, нет ресурсов, и фактически заставляет выбирать "Основы светской этики".

А вот по мнению Романа Лункина, модуль "Православие" выбрало значительно больше родителей, чем это прогнозировали социологи: "В разных регионах выбрали от 20% до 30%, - рассказывает эксперт. - При том что, по различным социологическим замерам, православными себя считают лишь 3-10% россиян".

Кадры решают все

По данным Открытого виртуального университета повышения квалификации работников образования "Просвещение", пока школы предпочитают готовить к курсу ОРКИСЭ учителей начальных классов, которые ведут и все остальные предметы. В Москве для них организованы очные курсы, в других городах - дистанционное обучение. Курс подготовки включает все шесть модулей, то есть, как правило, и светскую этику, и буддизм будет вести один и тот же учитель.

"Основная проблема в реализации этого курса - отсутствие квалифицированных кадров. В качестве соавтора учебника я вел занятия на курсах повышения квалификации для преподавателей, отвечал на вопросы тьюторов - то есть наставников, которые будут обучать учителей новому курсу. Обнаружилась катастрофическая невежественность даже на этом уровне, - рассказал Андрей Глоцер. - В этом нет их вины, в стране вообще мало людей, которые могли бы внятно рассказать хотя бы о своей религии".

По словам Глоцера, он столкнулся с тем, что преподаватели вообще ничего не знают про иудаизм, впрочем, как и про христианство, и про ислам. При этом мне было отведено на курс всего два часа. А на подготовку пособия, сбор материала и адаптацию его детского восприятия - три месяца.

"Разумеется, эти пособия далеки от совершенства", - говорит помощник главного раввина России.

Впрочем, наши образовательные учреждения, по-видимому, привыкли справляться с любой, даже самой противоречивой задачей. Например, директор московской школы №261 Павел Карпов оптимистично смотрит на появление нового предмета: "Поверьте, три часа в неделю - это не запредельная нагрузка для преподавателей. Естественно, все зависит от квалификации и личных качеств учителя, но тут уж, как говорится, приходится работать с тем, что есть".

"У нас в школе, например, оказалось два сотрудника, имеющих религиоведческое образование, - продолжает директор. - Один из них будет преподавать "Основы мировых религий", который выбрали большинство родителей, другой - "Православие", этот курс выбрали два человека. Еще два родителя настояли на "Основах светской этики", думаю, без труда найдем им учителя. Было бы сложнее, если бы кто-нибудь выбрал ислам. Но его никто не выбрал".

"Здесь как с иностранным языком"

По мнению разработчиков нового предмета, "целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений".

В реальности стремления изучать чужую культуру и чужую религию пока не наблюдается. Например, заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин, выступая на круглом столе на тему "Преподавание основ религий в школах: путь к расколу или гражданскому согласию?", отметил, что в тех регионах, где компактно проживают мусульмане, отношение к предмету неоднозначное: "Некоторые директора школ на Кавказе подходят к этому вопросу очень просто: в ауле проживает 99% мусульман, поэтому никакого модуля, кроме "Основ исламской культуры", быть не может".

Но и без этого свидетельства очевидно, что россияне выбирают для углубленного изучения "свою" религию.

"Ни один курс не достигает цели в полном объеме, - говорит диакон Андрей Кураев. - Для кого-то это пойдет и во вред, кого-то оттолкнет, кого-то заставит лукавить. Как на любой массовый проект, общество реагирует на новый предмет неоднозначно. Но это и хорошо - в результате у людей появится хоть какой-то материал для дискуссии. Ведь это никуда не годится, когда христианство ассоциируется у большинства людей только с толстыми попами на "Мерседесах". Хорошо, если в результате этого курса кто-то из преподавателей повысит свой профессиональный уровень, изучив основы религиозных культур, кто-то из родителей откроет впервые православную книгу, кто-то из детей в будущем вспомнит о чем-то светлом из школьной жизни".

"Тут надо понимать, что воспитание моральных, в том числе религиозных принципов - это дело семьи, - уточняет школьный директор Павел Карпов. - Рассчитывать, что школа возьмет на себя эти функции, бессмысленно. Мы лишь можем дать пунктир, обозначить темы. И в этом смысле новый курс, на мой взгляд, хороший. Но здесь как с иностранным языком - только личное усилие человека приведет к результатам".

 

© 2011 Международная славянская правовая академия Правь
Создание, разработка сайта - студия Мегагрупп.ру.