Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player


Новости

Яндекс.Погода

Главная  / Познавательные публикации и материалы / Цензура по делу Стрижака о запрете фильмов "Игры богов"

Цензура по делу Стрижака о запрете фильмов "Игры богов"

              d0bfd180d0b0d0b2d0b4d0b0.jpg Статья 29 Конституции РФ в п.5 запрещает цензуру.

Несмотря на этот простой и недвусмысленный  запрет, цензура в России процветает.

Но прежде определимся с понятием цензуры.

Цензу́ра (лат. censura) - общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными[1].

Цензурой называются также органы светской или духовной властей, осуществляющие такой контроль.

Основная идея цензуры - признание права государства на ограничение распространения информации, которую государство считает вредной или нежелательной. Цензура - это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная законодательно утверждёнными нормами защиты интересов государства, общества и общественных институтов.

Роль цензуры

Особая роль отведена цензуре в тоталитарных государствах. Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек так объясняет причины этого явления[2]:

чтобы люди безоглядно поддерживали общее дело, они должны быть убеждены, что как цель, так и средства выбраны правильно. Поэтому официальная вера, к которой надо приобщить всех, будет включать интерпретацию всех фактов, имеющих отношение к плану. А любая критика или сомнения будут решительно подавляться, ибо они могут ослабить единодушие. [...]
Информация об условиях жизни за рубежом, которая может дать почву для неблагоприятных сравнений, знание о возможных альтернативах избранному курсу, сведения, позволяющие догадываться о просчетах правительства, об упущенных им шансах улучшения жизни в стране, и т. д. - все это окажется под запретом. В результате не останется буквально ни одной области, где не будет осуществляться систематический контроль информации, направленный на полную унификацию взглядов.

 Формы цензуры

По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая.

 Предварительная цензура

Заключается в необходимости получить разрешение на выпуск в свет печатного издания (газеты, журнала, книги и т. п.), исполнение музыкального произведения, постановку пьесы и т. д. Конкретная форма осуществления такой цензуры состоит в наличии некоей формальной процедуры, согласно которой автор, исполнитель или издатель должен представить тексты, звуко- видеозаписи, эскизы и т. п. в государственный цензурирующий орган, чтобы получить разрешение на издание, исполнение, экспозицию, трансляцию по электронным каналам и так далее.

 Последующая цензура

Заключается в оценке уже опубликованных изданий, поставленных пьес и т. д. и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении конкретного издания или произведения, изъятия его из обращения, а также применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензуры созданием или опубликованием такого произведения.

 Карательная цензура

Вид государственного надзора за печатью в России (1865-1917). В отличие от предварительной цензуры, рассматривала книги и журналы по напечатании, но до выхода в свет. За нарушение цензурных правил налагался арест на издание, автор и издатель привлекались к суду.

Польза и вред цензуры

Вводя различные формы цензуры, государственные органы, как правило, мотивируют такого рода решение соображениями государственной безопасности, необходимостью борьбы с проявлениями экстремизма, распространением вредоносных идей, противодействием моральному разложению общества. Голоса в поддержку цензуры раздаются не только из государственных ведомств, но и из некоторых общественных и политических организаций, таких как партии, политические движения, церкви[6].

С другой стороны, по мнению критиков, цензура в действительности не решает социальные проблемы, а лишь помогает замалчивать их существование.[7] К тому же при росте числа авторов и наличии интернета, цензура становится просто нереальной.[8]

Критики отмечают также, что призывы о введении цензуры нередко являются признаком бессилия государственных и общественных организаций в решении тех или иных социальных проблем. Так, например, призывы религиозных организаций о введении в России «морально-нравственной цензуры», дабы не допускать падения морального духа нации, в действительности отражают неспособность религиозных организаций как-то влиять на моральный климат в обществе [6].

 Цензура в России

Цензура в России запрещена конституцией. Тем не менее, согласно докладу организации Freedom House за 2011 год по индексу свободы прессы Россия занимает 173 место в списке 196 стран, находясь на одной строчке с таким странами как Конго, Гамбия и Зимбабве[19]. За пять лет с 2006 по 2011 год согласно тому же докладу ситуация в России значительно ухудшилась[20]

Известный тележурналист Владимир Познер, работающий на Первом канале телевидения, выступая на заседании Общественной палаты, посвященном вопросам морали и нравственности на отечественном телевидении заявил, что в России нет свободы слова[21].

Юрий Гейко приводит пример совершенно идиотской цензуры на канале ТВЦ: «Перед выборами в Мосгордуму какой-то старый фильм показывали, так там революционеры листовки разбрасывают. И что ты думаешь - вырезали этот эпизод из картины! Да такое не только у нас, на всех, практически, каналах...»[22]

В 2009 году часть библиотеки Максима Мошкова, а именно - материалы с сайта «Самиздат» (http://www.zhurnal.lib.ru) были включены в Федеральный список экстремистских материалов под номером 381 по решению Череповецкого городского суда Вологодской области от 13.04.2009[23][24]. Сайт был вынужден сменить домен на http://samlib.ru/[25].


Журналист телеканала НТВ Алексей Пивоваров отказался вести вечерний новостной эфир в субботу, 10 декабря, если в нем не будет освещаться акция протеста оппозиции на Болотной площади в Москве так как "информационная политика канала не предполагает освещение этого мероприятия" в новостном выпуске в 19:00 по московскому времени, вести который должен Пивоваров. [26]

Что происходит по делу о запрете фильмов "Игры богов" Стрижака С.В.? Кликайте на фото для увеличения

dsc03907.jpg 

dsc03908.jpg 

dsc03909.jpg 

dsc03910.jpg 

dsc03911.jpg 

 

           По итогам комплексной экспертизы комиссией независимых и высококвалифицированных экспертов было установлено, что все указанные обвинения прокурора - необоснованные и недостоверные. См. заключение комиссии экспертов (кликните для скачивания). 

      Впрочем государству это не помешало запретить указанные фильмы Стрижака. 

Скачать Решение по делу Стрижака от 29.04.2013г. 

См. также http://otess.ru/data/ib_ufa.pdf

          **********************************

Источник: http://via-midgard.info/news/polucheno-reshenie-kirovskogo-rajonnogo-suda-g.htm

Спустя более месяца с момента оглашения, получено решение Кировского районного суда г. Уфы по делу о признании фильма «Игры Богов» экстремистским материалом.
Ещё до получения полного текста решения представителем Стрижака подготовлена о подана в суд апелляционная жалоба. В настоящее время готовится полная жалоба, содержащая все доводы защиты о незаконности принятого решения.
Апелляционная жалоба будет рассматриваться вышестоящей инстанцией – Верховным Судом Республики Башкортостан.

 

 

№2-1/2013

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

 

29 апреля 2013 года                                                                                                                                                                   г.Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.., при секретаре Сайфутдиновой Э.Н.,

с участием представителя заявителя - Тюриной А.Ф. на основании доверенности № 8-10/131-2011 от 26.02.2013 г .

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Башкортостан о признании материала экстремистским,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Прокурор Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании цикла фильмов «Игры богов», состоящего из восьми актов: «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (часть 1) экстремистским материалом.

 

В обоснование заявления указано на то, что Прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в ходе которой выявлены нарушения Конституции РФ и федерального закона.

 

Установлено, что в Интернет сети по адресам http://igrybogov.com и http://toiTents.ufanet.ru размещен цикл фильмов «Игры богов», состоящий из восьми актов: «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (часть 1).

Автором и создателем цикла фильмов «Игры богов» является режиссер Стрижак СВ., зарегистрированный и постоянно проживающий на территории Украины.

Согласно лингвистическому исследованию, проведенному кандидатом филологических наук, доцентом кафедры современного русского языкознания Башкирского государственного университета Кисловой Е.П. в частях цикла фильмов «Игры богов» используются языковые средства для целенаправленной передачи негативных установок и отрицательных оценок в отношении традиционных для России конфессий и их представителей. Христианство характеризуется как атрибут врагов, сопрягается с отрицательными понятиями. Представители традиционных- религий оцениваются отрицательно, уничижительно.

 

В цикле фильмов «Игры богов» содержатся высказывания, формирующие у зрителей мнение исключительности, превосходства или неполноценности по признаку расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Такое мнение формируется на основании наличия в тексте явных (эксплицитных) и скрытых (имплицитных) контрастивных (противоположных) оценок в адрес социальных, расовых, национальных, религиозных и языковых групп.

 

Цикл фильмов рассчитан на лиц славяно-арийского происхождения, которых авторы фильмов включают в «свой круг», причисляя их к «нашим». «Свои» (русы, славяне, русские) оцениваются только положительно. В противопоставление «нашим» формируется образ врага - не русов, не славян.

 

В цикле последовательно проводится идея о первенстве, главенстве и избранности славянских и арийских народов относительно других социальных групп (наций, рас).

Высказывания, содержащиеся в цикле фильмов, встраиваются в систему аргументации и придают ей логичность и наукообразность, способствующие формированию у зрителей нужных авторам установок, задействуются внушение (с опорой на эмоции) и убеждение (с опорой на логику). Эмоциональное воздействие опирается на явные и скрытые оценки, а также на визуальную символику, в убеждении используются приемы и уловки, в том числе манипулятивного характера (замалчивание информации, введение имплицитной информации, псевдологический вывод).

 

Особое внимание в цикле фильмов обращено на язык как неотъемлемую составляющую коллективного сознания нации. Утверждается примат русского языка перед другими национальными языками. Носители других языков оцениваются как ущербные.

 

Согласно проведенного киноведческого исследования киноведа ФГОУ ВПО «Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» Жерехова В.Г. каждый фильм цикла «Игры богов» имеет свою конкретную тему.

 

По мнению авторов сериала, древние арии - славяне были первым народом, кто появился на земле. Славяне — это сыновья Богов — избранный народ. Предки славян - «ассы» - воплощенные на земле боги или совершенные люди. Смешивание разных социальных систем, культур, как и разных групп крови, приводит к вырождению общества.

Агрессия против официального христианства - одна из важнейших задач сериала. По мнению авторов, крещение Руси - величайшая трагедия для народа. Крещение представлено в одном ряду с Первой и Второй мировыми войнами. Христианство показано рабской идеологией.

 

Активно внедряется мысль первородства древнеславянской религии, религии других народов от нее производны, вторичны, далеки от тех возможностей и способностей, которые возникают у человека истинно древнерусской веры.

 

В сериале утверждается превосходство языческой идеологии над идеологией традиционных конфессий. Первая - правильная, остальные -извращенные и лживые.

По мнению создателей сериала подлинные религия, культура и язык славян разрушаются, народ духовно нищает, насаждается чуждая ему западная культура. Социум предстает в сериале в свете явного нарастающего кризиса. Такая политика управления обществом в современной России представляется создателям сериала как насильственная, унижающая национальное достоинство.

 

Сериал запечатлел сцены культовой практики: вскидывание правой руки вверх, напоминающее фашистское приветствие. Кадры с подобным приветствием повторяются через укрупнение и вновь через общий план. Данные символ и жест заключают в себе оскорбительную суть для граждан Российской Федерации, других людей, пострадавших от фашизма в годы Второй мировой войны.

 

Одним из визуальных символов повествования становится меч на фоне свастики.

Гитлер, по мнению авторов сериала, пытался осуществить понятную задачу: объединить бывшую единую территорию обитания ариев.

Особое внимание уделяется свастике. К ней у создателей сериала сакральное, почти святое отношение. На экране показано созвездие в форме свастики, дана структура словообразования: «свастика» - пришедшая с небес, «сва» - небеса, «тик» - движение.

 

Создатели сериала бросают с экрана обвинение государству, которое позволило на законодательном уровне принять закон о запрете свастики. Следом идет долгое объяснение, какую на самом деле ценность она представляет.

 

Воплощаемые в сериале идеалы превосходства белой расы, почитание свастики, критика, осуществляемых в стране реформ, отрицание многих основ общественного поведения, принятых в нашем обществе создает социальную базу для совершения девиантных действий.

Сериал противопоставляет человека и государство, анархически настраивает на отрицание обязанности гражданина соблюдать законы, погружает сознание человека в мир вымышленного понимания истории.

 

Картины сказочных и мифических иллюзий, изменяют личность, воспитывая в ней недоверие к проводимой политике государства.

Согласно заключению доктора педагогических наук, заведующего кафедрой педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета профессора Амирова А.Ф., в цикле фильмов «Игры богов» некоторые языковые средства и образы используются против представителей традиционных религий (фильмы «Мир», 17:05, 21:45; «Правильное образование. Часть 3», 46:03); расовой, национальной толерантности («Мир», 21:53, 01:34:30; «Правильное образование. Часть 2», 18:06) и другие. В целом фильм носит угнетающий характер, поскольку вызывает когнитивный диссонанс и создает негативный эмоциональный фон.

 

Согласно экспертному заключению кандидата исторических наук, доцента кафедры историографии и источниковедения Башкирского государственного университета Рахимова Р.Н., фильм «Игры богов» демонстрирует агрессивную позицию к мировым религиям - христианству (католикам и православным), буддизму, иудаизму, что является оскорблением религиозных чувств верующих; в фильме преступления гитлеровского нацизма дезавуируются и нивелируются, обеляются личность и действия А.Гитлера и гестапо; имеются прямые факты пропаганды идей фашизма (нацизма), ксенофобии, расовой ненависти; демонстрация фашистской символики, а также символов, сходных с фашистскими до степени смешения.

 

В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» цикл фильмов «Игры богов» должен быть признан экстремистским материалом, так как он обосновывает и оправдывает национальное и расовое превосходство, возбуждает социальную, национальную, расовую и религиозную рознь, пропагандирует исключительность, превосходство и неполноценность человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности и отношения к религии, пропагандирует и публично демонстрирует атрибутику и символику, сходные с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения, нарушает права, свободы и законные интересы человека в зависимости от его расовой, национальной и религиозной принадлежности и обосновывает необходимость осуществления такой деятельности.

 

В соответствии с требованиями ч.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения на основании представления прокурора.

Согласно актов осмотров Интернет сайтов http://igrybogov.com и http://torrents.ufanet.ru, проведенных сотрудниками УФСБ России по РБ 31.01.2011 и 16.02.2011 в служебном помещении по ул. Крупской, 19 г. Уфы, цикл фильмов «Игры богов» обнаружен на территории Кировского района г. Уфы.

 

На основании изложенного, Прокурор Республики Башкортостан просит признать цикл фильмов «Игры богов», состоящий   из восьми актов:

«Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (часть 1) экстремистским материалом. Направить решение в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в федеральный список экстремистских материалов.

 

В последующем заявление Прокурором Республики Башкортостан было дополнено. Согласно дополненному заявлению Прокурор Республики Башкортостан просил признать цикл фильмов «Игры богов», состоящий из восьми актов: «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях) экстремистским материалом.

 

В судебном заседании представитель заявителя Тюрина А.Ф. заявление поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Одновременно пояснила, что в фильме демонстрируется атрибутика и символика местной религиозной организации Славянская Община Капица Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья
Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов - Инглингов, ликвидированной решением Омского областного суда от 30 апреля 2004 года за экстремистскую деятельность. Одним из главных внешних признаков Старой Веры, установленной инглистической доктриной, является сотворение Знамения Славы, для чего «изначально
полагается открытая правая ладонь на сердце, а затем поднимается и выпрямляется по направлению к Небесам Сворожьим», данный жест идентичен нацистскому приветствию и он неоднократно демонстрируется в фильме. Члены местной религиозной организации используют в своем вероисповедании разнообразные свастические символы, сходные с
нацистской символикой. В  цикле фильмов «Игры Богов» также демонстрируется нацистская символика - свастика, демонстрация которой запрещена законом. Идеолог и основатель и местной религиозной организации Асгарская Славянская Община Духовного Управления Асгарской Веси Беловодья Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов - Инглингов - Патер Дию Александр (А.Ю.Хиневич) приговором мирового судьи судебного участка № 93 Центрального административного округа города Омска 11.06.2009 за организацию деятельности ликвидированного решением Омского областного суда религиозного объединения - Асгарская Славянская Община Духовного Управления Асгарской Веси Беловодья Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов - Инглингов осужден по ст. 282.2 чЛ УК РФ. Александр Стрижак с экрана проповедует идеи организации, ликвидированной за экстремизм.

 

Заинтересованное лицо Стрижак СВ., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Согласно имеющимся в деле уведомлениям направленные в адрес Стрижака СВ. телеграммы не вручены, адресат по указанным адресам: Украина, г. Севастополь, пр. Нахимова, 17 -20, а также: Украина, г. Севастополь, ул. Щелкунова, 2-14, не проживает.

 

Из представленной в суд доверенности (л.д. 131. т. 5) следует, что место регистрации Стрижака СВ.: Украина, г. Севастополь, пр. Нахимова, 17 -20.

Кроме того, в деле имеется расписка от 17 апреля 2013 года о получении представителем заинтересованного лица Стрижак СВ. -Шашкова К.В. судебной повестки для передачи Стрижак СВ.

 

В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

 

В ходе судебного разбирательства дела в суд сведения относительно перемены места жительства от Стрижак СВ. в суд не поступало.

На основании вышеизложенного, в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

 

В судебном заседании от 26 апреля 2013 года представитель Стрижака СВ. - Шашков К.В., действующий на основании доверенности № 9-1666 от 19 октября 2011 года, заявление Прокурора Республики Башкортостан не признал. Пояснил, что при производстве экспертизы от 17.12.2012 г. были допущены существенные нарушения закона. В силу ст. 23 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в заключении экспертов указывается какие исследования и в каком объеме' провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам он пришел. В заключении от 17.12.2012 г. не указано какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам он пришел. Экспертами проведено исследование, выходящее за пределы их специальных познаний. Вопросы, поставленные перед историками и политологом, выходят за сферу их специальных познаний. Исследование материалов на наличие призывов является предметом судебно-лингвистического исследования. К вопросам психологического анализа также относится вопрос № 3 в части установления наличия пропаганды нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения. Вопрос № 5 об установлении признаков вовлечения других лиц в религиозные организации не может являться предметом исследования, проводимого историком и политологом, поскольку является также специализацией психолога. В соответствии с определением суда учреждению было поручено проведение религиоведческой этнополитической экспертизы, однако, в составе комиссии эксперта-религиоведа нет. Вопросы № 1, № 2, поставленные перед экспертами, являются вопросами правовой квалификации. У суда не было оснований для проведения еще одной судебной экспертизы. Судом не приведены основания для назначения данной экспертизы. Эксперты не предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Имеющиеся в деле доказательства - заключение комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы, подготовленной экспертами ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского» подтверждают отсутствие в содержании фильмов из цикла «Игры Богов» признаков экстремистского материала.

 

В судебное заседание 29 апреля 2013 года после объявленного 26 апреля 2013 года судом перерыва представитель Стрижака СВ. - Шашков К.В. не явился. Имеется телеграмма от Шашкова К.В. об отложении рассмотрения дела в связи с его занятостью в другом процессе.

В соответствии с ч. 6 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.

 

Учитывая те обстоятельства, что в судебном заседании от 26 апреля 2013 года при объявлении перерыва до 29 апреля 2013 года ходатайство представителем заинтересованного лица Шашковым К.В. об отложении рассмотрения дела на другую дату в связи с занятостью в другом процессе не заявлялось, поступившее в суд ходатайство заявлено не лицом, участвующим в деле, а его представителем, что противоречит положению приведенной правовой нормы, суд при указанном положении не находит оснований для удовлетворения ходатайства Шашкова К.В. и считает возможным продолжить рассмотрение дела.

Суд,  выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица Шашкова К.В., изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из обстоятельств дела, Прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности.

 

Установлено, что в Интернет сети по адресам http://igrybogov.com и http://torrents.ufanet.ru размещен цикл фильмов «Игры богов», состоящий из восьми актов: «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях).

 

Автором и создателем цикла фильмов «Игры богов» является режиссер Стрижак СВ., зарегистрированный и постоянно проживающий на территории Украины.

Из представленного в материалы дела лингвистического исследования от 21 января 2011 года, проведенного кандидатом филологических наук, доцентом кафедры современного русского языкознания Башкирского государственного университета Кисловой Е.П. следует, что в частях цикла фильмов «Игры богов» используются языковые средства для целенаправленной передачи негативных установок и отрицательных оценок в отношении традиционных для России конфессий и их представителей. Христианство характеризуется как атрибут врагов, сопрягается с отрицательными понятиями. Представители традиционных религий оцениваются отрицательно, уничижительно.

В представленных материалах содержатся высказывания, формирующие у зрителей мнение исключительности, превосходства или неполноценности по признаку расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Такое мнение формируется на основании наличия в тексте явных (эксплицитных) и скрытых (имплицитных) контрастивных (противоположных) оценок в адрес социальных, расовых, национальных, религиозных и языковых групп.

Фильмы рассчитаны на лиц славяно-арийского происхождения, которых авторы фильмов включают в «свой круг», причисляя их к «нашим».

«Свои» (русы, славяне, русские) оцениваются только положительно.

 

В цикле последовательно проводится идея о первенстве, главенстве и избранности славянских и арийских народов относительно других социальных групп (наций, рас).

В цикле множество высказываний относительно языка и языковых фактов. Эти высказывания встраиваются в систему аргументации и придают ей логичность и наукообразность, что способствует формированию у зрителей нужных авторам установок. В фильмах задействуются внушение (с опорой на эмоции) и убеждение (с опорой на логику). Эмоциональное воздействие опирается на явные и скрытые оценки, а также на визуальную символику, в«убеждении используются приемы и уловки, в том числе манипулятивного характера (замалчивание информации, введение имплицитной информации, псевдологический вывод).

Особое внимание в фильмах обращено на язык как неотъемлемую составляющую коллективного сознания нации. Утверждается примат русского языка перед другими национальными языками. Носители других языков оцениваются как ущербные.

 

Согласно оглашенного судом протокола судебного заседания от 02 марта 2012 года Кислова Е.П. полностью поддержала лингвистическое исследование от 21 января 2011 года.

Согласно киноведческого исследования, проведенного киноведом ФГОУ ВПО «Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова» Жереховым В.Г. каждый фильм цикла «Игры богов» имеет свою конкретную тему.

 

По мнению авторов сериала, древние арии - славяне были первым народом, кто появился на земле. Славяне — это сыновья Богов — избранный народ. Предки славян - «ассы» - воплощенные на земле боги или совершенные люди. Смешивание разных социальных систем, культур, как и разных групп крови, приводит к вырождению общества.

Агрессия против официального христианства - одна из важнейших задач сериала. По мнению авторов, крещение Руси - величайшая трагедия для народа. Крещение представлено в одном ряду с Первой и Второй мировыми войнами. Христианство показано рабской идеологией.

Активно внедряется мысль первородства древнеславянской религии, религии других народов от нее производны, вторичны, далеки от тех возможностей и способностей, которые возникают у человека истинно древнерусской веры.

 

В сериале утверждается превосходство языческой идеологии над идеологией традиционных конфессий. Первая - правильная, остальные -извращенные и лживые.

По мнению создателей сериала подлинные религия, культура и язык славян разрушаются, народ духовно нищает, насаждается чуждая ему западная культура. Социум предстает в сериале в свете явного нарастающего кризиса. Такая политика управления обществом в современной России представляется создателям сериала как насильственная, унижающая национальное достоинство.

 

Сериал запечатлел сцены культовой практики: вскидывание правой руки вверх, напоминающее фашистское приветствие («Правильное образование. Часть 3», 01 час 02 минута 24 секунда). Кадры с подобным приветствием повторяются через укрупнение и вновь через общий план. Данные символ и жест заключают в себе оскорбительную суть для граждан Российской Федерации, других людей, пострадавших от фашизма в годы Второй мировой войны.

 

Одним из визуальных символов повествования становится меч на фоне свастики («Правильное образование. Часть 3», 44 минута 11 секунда).

Гитлер, по мнению авторов сериала, пытался осуществить понятную задачу: объединить бывшую единую территорию обитания ариев.

Особое внимание уделяется свастике. К ней у создателей сериала сакральное, почти святое отношение. На экране показано созвездие в форме свастики, дана структура словообразования: «свастика» - пришедшая с небес, «сва» - небеса, «тик» - движение («Славянские привычки», 10 минута 28 секунда).

Создатели сериала бросают с экрана обвинение государству, которое позволило на законодательном уровне принять закон о запрете свастики. Следом идет долгое объяснение, какую на самом деле ценность она представляет.

 

Воплощаемые в сериале идеалы превосходства белой расы, почитание свастики, критика, осуществляемых в стране реформ, отрицание многих основ общественного поведения, принятых в нашем обществе создает социальную базу для совершения девиантных действий.

Сериал противопоставляет человека и государство, анархически настраивает на отрицание обязанности гражданина соблюдать законы, погружает сознание человека в мир вымышленного понимания истории.

 

Картины сказочных и мифических иллюзий, изменяют личность, воспитывая в ней недоверие к проводимой политике государства.

На основании заключения от 13 апреля 2011 года, данного доктором педагогических наук, заведующим кафедрой педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета профессором Амировым А.Ф., в цикле фильмов «Игры богов» некоторые языковые средства и образы используются против представителей традиционных религий (фильмы «Мир», 17:05, 21:45; «Правильное образование. Часть 3», 46:03); расовой, национальной толерантности («Мир», 21:53, 01:34:30; «Правильное образование. Часть 2», 18:06) и другие. В целом фильм носит угнетающий характер, поскольку вызывает когнитивный диссонанс и создает негативный эмоциональный фон.

В соответствии с экспертным заключением от 11 апреля 2011 года, данным кандидатом исторических наук, доцентом кафедры историографии и источниковедения Башкирского государственного университета Рахимовым Р.Н., фильм «Игры богов» демонстрирует агрессивную позицию к мировым религиям - христианству (католикам и православным), буддизму, иудаизму, что является оскорблением религиозных чувств верующих; в фильме преступления гитлеровского нацизма дезавуируются и нивелируются, обеляются личность и действия А.Гитлера и гестапо; имеются прямые факты пропаганды идей фашизма (нацизма), ксенофобии, расовой ненависти; демонстрация фашистской символики, а также символов, сходных с фашистскими до степени смешения.

 

Как следует из оглашенного судом протокола судебного заседания от 02 марта 2012 года допрошенный в судебном заседании Рахимов Р.Н. поддержал заключение от 11 апреля 2011 года.

Согласно заключению ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского» от 10 сентября 2012 года в цикле фильмов цикл фильмов «Игры богов», состоящий из восьми актов: «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях) не содержится высказываний, сцен и призывов, направленных на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по- национальной, социальной, расовой, религиозной, языковой принадлежности. В представленных материалах не  содержится призывов к осуществлению какой-либо деятельности, в том числе экстремистской. В цикле фильмов не содержится специальных языков и иных средств для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных установок и побуждений к действиям против какой-либо социальной, национальной, конфессиональной группы.

 

В цикле фильмов не содержится высказываний, содержащих негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению к отдельным представителям либо к группе лиц по признакам их принадлежности к определенной расе, национальности, религии либо иной социальной группе.

В цикле фильмов не содержится высказываний, содержащих призывов к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к отдельным представителям, либо к группе лиц, объединенных по признакам их принадлежности к определенной расе, национальности, религии, либо иной социальной группе.

В цикле фильмов не содержится высказываний, обосновывающих или оправдывающих необходимость совершения действий, направленных на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; на осуществление публичных призывов к массовому распространению заведомо экстремистских материалов и призывов к организации или подготовке экстремистских деяний. В цикле фильмов не содержится признаков подстрекательства с организации или подготовке каких-либо деяний.

В цикле фильмов не содержится высказываний, оправдывающих национальное и (или расовое) превосходство.

В цикле фильмов не содержится высказываний, содержащих пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности, религии или социальной группы, по сравнению с другой нацией, религией или группой.

 

В цикле фильмов содержатся признаки психологического воздействия на зрителей с целью формирования интереса к содержанию фильмов и повышения степени доверия к излагаемой в них информации.

 

Содержание цикла фильмов не направлено на оказание влияния на сознание зрителей путем формирования искаженных или заведомо предвзятых представлений и установок в отношении лиц, различных социальных, национальных конфессиональных групп.

Согласно выводам комплексной судебной религиоведческой этно-политологической экспертизы от 17 декабря 2012 года Федерального государственного бюджетного учреждения наук института этнологических исследований им. Р. Г. Кузееа^ Уфимского научного центра Российской академии наук:

 

1.    На вопрос «Содержатся ли в цикле фильмов «Игры богов», состоящего из актов «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях) признаки возбуждения расовой, национальной, религиозной вражды, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по национальной, социальной, расовой, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии?» дается утвердительный ответ «Да».

 

2.  На вопрос «Содержатся ли в представленных материалах призывы к осуществлению экстремистской деятельности?» дается отрицательный ответ «Нет».

 

3. На вопрос «Содержатся ли в цикле фильма «Игры богов», состоящего из актов «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения?» дается утвердительный ответ: «Да».

 

4. На вопрос «Относится ли информация, содержащаяся в цикле фильмов «Игры богов», состоящего из актов «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях) к деятельности местной религиозной организации Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов и местной религиозной организации Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов, и по каким признакам?» - дается утвердительный ответ «Да».

5.  На вопрос «Имеются ли в содержании цикла фильмов «Игры богов», состоящего из актов «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях) признаки вовлечения других лиц в местную религиозную организацию Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; местную религиозную организацию Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов дается утвердительный ответ «Да».

 

На основании вступившего в законную силу решения Омского областного суда от 30 апреля 2004 года местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов признаны экстремистскими и ликвидированы.

 

В соответствии со вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 93 Центрального административного округа г. Омска от 11 июня 2009 года Хиневич А.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного по ст. 282.2 ч. 1 УК РФ за организацию деятельности экстремистской организации.

Согласно приговора Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 25 января 2013 года Хуснутдинов В.Э. привлечен к уголовной ответственности по ст.ст. 282 ч. 1, ст. 282.2 ч. 1 УК РФ.

 

Указанным приговором суда установлено, что Хуснутдинов В.Э. умышленно, с целью распространения идей и взглядов, направленных на пропаганду исключительности и превосходства Славяно-арийской расы, осознавая, что своими действиями нарушает ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, в нарушение ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации, запрещающей пропаганду или агитацию, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства и в нарушение Федерального закона от 125 июля 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 17 декабря 2009 года во дворце культуры и техники ОАО «УЗЭМИК» по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, пр. Октября, 33, организовал публичный показ серии «Славянские привычки. Акт шестой» из цикла фильмов «Игры богов» режиссера СВ. Стрижака, основным содержанием которых является информация, направленная на пропаганду исключительности и превосходства Славяно-Арийской расы. Показ фильма посетило не менее пяти человек.

 

Продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на пропаганду исключительности и превосходства Славяно-Арийской расы Хуснутдинов В.Э. 16 июня 2010 года во дворце молодежи «УГНТУ» по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 14, организовал публичный показ серии «М1ръ часть 1» из цикла фильмов «Игры богов» режиссера СВ. Стрижака, на котором присутствовало не менее восьми человек.

 

14 октября 2011 года Хуснутдинов В.Э. умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, направленных на пропаганду экстремистских позиций, в Городском дворце культуры г. Уфы по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 137, организовал публичный показ серии «М1ръ часть 2» из цикла фильмов «Игры богов» режиссера СМ.В. Стрижака, на котором присутствовало не менее восьми человек.

 

Кроме того, Хуснутдинов В.Э., реализуя свой преступный умысел, направленный на пропаганду исключительности и превосходства Славяно-Арийской расы. В начале 2010 года, находясь у себя дома по адресу: г. Уфа, ул. Таллиннская, д. 28, кв. 8. умышленно разместил для просмотра неограниченному числу созданной интернет-странице http://vkontakte.ml club 139837904 на Интернет-сайте http://vkontakte.ru видеозапись серий из цикла фильмов «Игры богов» режиссера СВ. Стрижака, а именно, «акт 7 часть 4 Азбучные истины» и «Акт 8 Mipb», а также информацию о возможности приобретения указанного цикла фильмов.

 

Из приговора суда от 25 января 2013 года в отношении Хуснутдинова В.Э. следует, что согласно заключению комплексной психолого-лигвистическо-религиоведческой и геральдической экспертизы от 10 октября 2012 года в представленных на исследование видеоматериалах цикла фильмов «Игры богов» режиссера С.С. Стрижака, имеются высказывания, в которых идет речь о преимуществах одного человека перед другими людьми по признакам расы, национальности, происхождения, отношения к религии, а также специальные языковые средства, направленные на унижение достоинства человека по признакам национальной п принадлежности и используемые для целенаправленной передачи отрицательных негативных установок, направленных против представителей традиционных для России конфессий.

 

В фильме «Игры богов» демонстрируется в большом количестве кадров (сюжетов) символика, имеющая прямое отношение к символике нацистской Германии 1933-1945 годов, а именно, изображение свастики (нацистская символика и изображения схожие с ней до степени смешения), что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ относится к экстремистской деятельности, данная символика является прямой пропагандой идеологии нацизма, напрямую связана с апологией расовой теории проводимой в фильме, выполняет функцию обеления и оправдания нацизма.

 

Согласно заключению комплексной психолого-лигвистическо-религиоведческой и геральдической экспертизы от 10 октября 2012 года и представленных на исследование видеоматериалах цикла фильмов «Игры богов» режиссера С.С. Стрижака содержат изложение основных идеологических принципов w символики религиозных организаций, входящих в «Древнерусскую Инглиистическую церковь Православных

 

Староверов-Инглингов» следовательно, данные видеоматериалы являются материалами, наглядно раскрывающими содержание учения данных организаций и направлены на пропаганду их деятельности.

 

В соответствии с представленным в материалы дела протоколом допроса Хуснутдинова В.Э. по уголовному делу № 2000001 в качестве свидетеля следователем СО Управления ФСБ России от 16 ноября 2012 года по РБ последний показал, что в начале ноября 2012 года он созванивался по скайпу с С. Стрижаком, в ходе разговора Хуснутдинов В.Э. спросил, на какой стадии в настоящее время находится судебное разбирательство, проводимое по заявлению о признании цикла фильмов «Игры богов» экстремистским материалом, на что Стрижак С. ему ответил, что назначена повторная экспертиза, производство которой поручено своим людям, которые делали ее ранее при создании цикла фильма «Игры богов» и, соответственно, все будет нормально.

 

Согласно представленного акта осмотра отделом ЗКСБТ УФСБ России сайта htpp://otess.ru от 25 декабря 2012 года обнаружен подраздел «Дело Стрижка», на котором размещены видеоролики «С. Стрижак обращение к зрителю» и «Встреча с Сергеем Стрижаком».

Из просмотренной в судебном заседании записи видеоролика «Встреча с Сергеем Стрижаком», следует, что Стрижак СВ., высказываясь о ходе судебного разбирательства настоящего гражданского дела по заявлению Прокурора Республики Башкортостан, благодарит адвокатов за проводимую работу, экспертов за бесплатно проведенную экспертизу.

 

Далее, на основании акта осмотра отделом ЗКСБТ УФСБ России сайта htpp://otess.ru от 25 декабря 2012 года представлена распечатка страницы с текстом документа «Резолюция аспекты применения 282 статьи Конференции «Международно-правовые и организационные аспекты применения Закона РФ и № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и 282-ой статьи УК РФ.

 

Из размещенного на сайте htpp://otess.ru документа следует, что согласно 26 января 2012 года в «Независимом пресс-центре (г. Москва) состоялась конференция «Международно-правовые и организационные аспекты применения Закона РФ и № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и 282-ой статьи УК РФ», в которой приняли участие представители следующих государственных и общественных организаций: Института востоковедения РАН, Координационного правозащитного центра «Ярь», МОУ «Объединенная общественная приемная», журналов «Национальный контроль», «Следователь», «Правовые вопросы национальной безопасности» и «Национальная безопасность и геополитика России», «Религия и право», Межрегионального бюро судебных экспертиз им. Сикорского, АНО «Коллегия Независимых экспертов» и Общественного Совета гражданского общества.

 

Участниками конференции дается оценка заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании экстремистским материалом цикла фильма «ИГРЫ БОГОВ».

Так, отмечается, что «данная инициатива не только противоречила здравому смыслу, но и содержала огромное число грубейших процессуальных нарушений». К примеру, как указывалось в заявлении прокурора Республики Башкортостан, оно было мотивировано обеспокоенностью «защитой интересов государства и общества». При этом, какого именно государства (или государств?) и какого общества (или сообщества?) не сообщалось. Судя по материалам дела, которые удалось изучить, это точно не государство Россия и не общество граждан великой страны, стремящихся к саморазвитию и самосовершенствованию через познание себя и окружающего их мира, в том числе через документальные и публицистические фильмы аналогичные проекту «ИГРЫ БОГОВ» Суд, проанализировав  представленные в совокупности доказательства, приходит к выводу о том, что заключение ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского» от 10 сентября 2012 года не может служить объективным доказательством в силу следующего.

В связи с участием представителями Межрегионального бюро судебных экспертиз им. Сикорского в конференции «Международно-правовые и организационные аспекты применения Закона РФ и № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и 282-ой статьи УК РФ» и дачей в ходе указанной конференции оценки заявлению Прокурора Республики Башкортостан о признании экстремистским материалов цикла фильма «Игры богов», а также протоколом допроса Хуснутдинова В.Э., показавшего, что в ходе разговора со Стрижаком СВ. последний указал на проведение судебной экспертизы «своими людьми», выступлением Стрижака СВ. в представленном в материалы дела видеоролике «Встреча с Сергеем Стрижаком», подтвердившего проведение экспертами судебной экспертизы бесплатно, суд не может расценить заключение ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского» от 10 сентября 2012 года как достоверное доказательство.

 

Кроме того, выводы экспертизы ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского» от 10 сентября 2012 года опровергаются иными исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности, киноведческим исследованием цикла фильмов «Игры богов» Жерехова В.Г., лингвистическим исследованием цикла фильмов Кисловой Е.П. от 21 января 2011 года, экспертным заключением цикла (историческое, геральдическое исследование фильма) от 11 апреля 2011 года Рахимова Р.Н., пояснениями допрошенных в судебном заседании Кисловой Е-Н., Рахимова Р.Н., вступившим в законную силу приговором Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 25 января

2013 года в отношении Хуснутдинова В.Э. привлеченного к уголовной ответственности по ст.ст. 282 ч. 1, ст. 282.2 ч. 1 УК РФ, основанным, кроме иных доказательств, на заключении комплексной психолого-лигвистическо-религиоведческой и геральдической экспертизы от 10 октября 2012 года, решением Омского областного суда от 30 апреля 2004 года о ликвидации за экстремистскую деятельность местной религиозной организации Славянской Общины Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; местной религиозной организации Асгардской Славянской Общины Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов, приговором мирового судьи судебного участка № 93 Центрального административного округа г. Омска от И июня 2009 года в отношении Хиневич А.Ю. по ст. 282.2 ч. 1 УК РФ, а также заключением комплексной судебной религиоведческой этнополитологической экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения наук института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук от 17 декабря 2012 года.

 

При этом суд не может согласиться с доводом представителя заинтересованного лица - Шашкова К.В. о том, что заключение комплексной судебной религиоведческой этнополитологической экспертизы от 17 декабря 2012 года Федерального государственного бюджетного учреждения наук института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук не может являться допустимым доказательством, поскольку эксперты не были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно представленным в суд подпискам от 03 декабря 2012 года Юнусова А.Б., Мухаметзянова-Дуггал P.M., А.Н. Кляшева предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

 

Далее, дриведенный в судебном заседании довод представителя Шашкова К.В. об отсутствии оснований для назначения еще одной экспертизы не может являться основанием для признания заключения указанной экспертизы недопустимым доказательством.

Довод Шашкова К.В. об отсутствии в заключении ФГБУ института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева указания на то, какое исследование, в каком объеме, провел каждый эксперт, также не может служить основанием для признания данного заключения недопустимым доказательством, поскольку данное заключение имеет исследовательскую часть, содержит выводы, подписано всеми экспертами.

 

Также суд не может согласиться с доводом Шашкова К.В. об отсутствии в составе комиссии эксперта-религиоведа.

Согласно письма ФГБУ института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева за № 17151/01-9311-194 от 26 апреля 2013 года Юнусова А.Б.

с 2003 г. занимает должность директора Института этнологических исследований УНЦ РАН, главного научного сотрудника отдела религиоведения. Юнусова А.Б. с 1998 г. является членом Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ, с 1999 г. - членом Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РБ (приказ № 30 МЮ РБ от 06 марта 1999 г.), с 2008 г. - членом Экспертного совета по вопросам государственной религиоведческой экспертизы на территории Республики Башкортостан при Правительстве РБ (распоряжение № 218-р от 1 1.03.2008 г.), с 2009 г. - членом экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по РБ (приказ № 369 Управления МЮ РЫ по РБ от 20 августа 2009 г.).

Также суд находит несостоятельным довод Шашкова К.В. об отсутствии в заключении ФГБУ института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева от 17 декабря 2012 года содержания исследования, оценки результатов исследования, обоснования. Данное заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ - имеет подробное описание проведенного исследования, указание на примененную методику, выводы и ответы на поставленные вопросы.

 

При изложенных обстоятельствах суд в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценивает заключение комплексной судебной религиоведческой этнополитологической экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения наук института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук от 17 декабря 2012 года как допустимое, достоверное доказательство.

 

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова, не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Указанные положения Конституции РФ соответствуют и международно-правовым стандартам, которые, провозглашая право каждого человека беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения, в то же время предусматривают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

 

Преамбула Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве обоснования его принятия указывает цели защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность это возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

 

Согласно ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. К таким материалам относятся:

 

Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, публикации, обосновывающие и (или) оправдывающие расовое превосходство.

Суд, оценив и проанализировав в ходе просмотра содержание цикла фильмов «Игры богов», сопоставив с представленными в совокупности доказательствами, приходит к выводу о том, что цикл фильмов «Игры богов» является экстремистским материалом, поскольку содержит признаки возбуждения расовой, национальной, религиозной вражды, пропаганды
исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по национальной, социальной, расовой,  религиозной, языковой принадлежности, отношения к религии. Цикл фильмов содержит пропаганду идей национальной исключительности, имеющих нацистский характер, и пропаганду нацистской атрибутики до степени смешения.

Кроме этого, цикл фильмов «Игры богов» содержит информацию о деятельности местной религиозной организации Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов и местной религиозной организации Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов, а также признаки вовлечения других лиц в местную религиозную организацию Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; местную религиозную организацию Асгардская Славянская   Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов, ликвидированных за экстремистскую деятельность.

 

В соответствии со ст. 13 ФЗ РФ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, по гражданскому или уголовному делу.

При изложенных обстоятельствах, суд находит заявление Прокурора Республики Башкортостан о признании цикла фильмов Игры богов», состоящий из восьми актов: «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях) экстремистским материалом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ

 

Заявление Прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать цикл фильмов «Игры богов», состоящий из восьми актов: «Театр», «Артисты и зрители», «Эстетика», «Общение. Музыка. Слово», «Правильное образование» (в трех частях), «Славянские привычки», «Живой огонь» (в четырех частях), «Мир» (в двух частях) экстремистским материалом.

Направить решение в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в федеральный список экстремистских материалов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан* в течение месяца с даты составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья        З.М. Рамазанова

*******************************

 Как видно, имеет место контроль Российской Федерации  за содержанием и распространением информации кинематографических произведений,  с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений. В России фактически и юридически существует последующая и карательная цензура. А по масштабу последствий - суперцензура, т.к. источники с "экстремистскими" суждениями запрещаются в полном объёме, а не в части этих суждений (как было до 1917 года). По объектам в России действует выборочный вид цензуры, который распространяется на идеи и сведения, которые не относятся к государственным идеям и сведениям, а также к "мировым" религиям, чьи интересы защищает государство. По формам карательного преследования "подцензурных" россиянское государство практикует "уголовную", "административную"  цензуры.

        Такой "жёсткой" цензуры в России ещё не было ни до 1917 года, ни в советский период.

Так, статья 29 Конституции, несмотря на запрет цензуры, прямо её предусматривает в п.2. : "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".

        По смыслу этой "нормы" , если государство будет заниматься геноцидом, то ни критиковать, ни протестовать такую "работу" публично нельзя, ибо это возбуждает указанные чувства к государству. Не правда ли, весьма похоже на запрет "антисоветской пропаганды" ? Подобные статьи в законах сходны до степени смешения с целым рядом статей тоталитарного советского государства против инакомыслия  - смотрите конференцию на       http://otess.ru/video .

Поскольку п.5 указанной статьи является общей нормой (принципом), которой противоречит норма о разрешении цензуры в некоторых  случаях, то применяться должен п.5.

"Наша сегодняшняя российская Конституция написана на основе Всеобщей Декларации Прав Человека (ВДПЧ), утверждённой ООН в 1948 г. Это фундамент нашей Конституции. Об этом говорит уже 2-я статья Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ОБЯЗАННОСТЬ государства».

Во Всеобщей Декларации Прав Человека в статье 19-ой записано: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу БЕСПРЕПЯТСТВЕННО придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и РАСПРОСТРАНЯТЬ информацию и идеи ЛЮБЫМИ средствами и независимо от государственных границ».

В статье 19-ой отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения на распространение информации типа «экстремизма», «разжигания или возбуждения национальной, расовой или религиозной розни и вражды». И это естественно, так как межрелигиозная, национальная рознь - это постоянный спутник структурированного человеческого общества.  Это нормальное и естественное положение вещей. Любая оценка или критика религий или национальных особенностей кого-то может трактоваться как «разжигание» и «возбуждение». Но люди же имеют право оценивать и критиковать то, что им не нравится. Это законное право людей. Поэтому в этой статье 19-ой ограничений на свободу слова нет" (см. Типовое заявление о защите прав от цензуры и от преследования за "экстремизм" ).

 

       Очевидно, что государство, коренные народы которого вымирают, боится эмоций ненависти и вражды эти народов, объектом которых является само государство и его вредная политика. А для того, чтобы государствосоздавший народ вновь не пришёл к власти, фактически захваченной последний раз в 1990-е годы меньшинством населения,  государство запрещает пропаганду превосходства этого народа.  Значимое средство в руках государства для борьбы с такими эмоциями и стремлениями  - цензура.

Поскольку отсутствие цензуры - признак демократического государства, то Россия к таковому не относится.

      Примечания:

  1.  Римантас Плейкис. Радиоцензура. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 29 марта 2009.
  2.  «Литературная энциклопедия терминов и понятий». М., 2001
  3.  История советской политической цензуры. Документы и комментарии / Составитель Т. М. Горяева - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 672 с. - ISBN 5-86004-121-7.
  4.  Блюм Арлен. Рукописи не горят?..К 80-летию основания Главлита СССР и 10-летию его кончины // «Звезда» : журнал. - М.: 2002. - № 6. - С. 201-211.
  5.  Александр Фёдоров. Права ребёнка и проблема насилия на российском экране - Монография. - Таганрог: Издательство Кучма, 2004. - С. 6. - 418 с. - ISBN 5-98517-003-9.
  6.  Олег Лапин. В погоне за рейтингами // «Телецентр» : журнал. - М.: 2008. - № 4 (29).
  7.  Жирков, Геннадий Васильевич. Партийный контроль над цензурой и ее аппаратом // История цензуры в России XIX-XX вв. Учебное пособие - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. - 358 с. - ISBN 5-7567-0145-1.
  8.  Блюм, Арлен Викторович. Глава I. Система тотального контроля // Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953 - Монография. - СПб.: Академический проект, 2000. - 283 с. - ISBN 5-7331-0190-3.
  9.  http://lenta.ru/news/2011/12/10/pivovarov/ Телеведущий НТВ поставил условие своего выхода в эфир
  10.  http://www.expert.ru/articles/2007/09/10/herman/ Затравить журналистку Сергей Сумленный. «Эксперт Online»/10 сентября 2007
  11.  http://www.rg.ru/2007/09/12/gitler-kniga.html Когда речь заходит о нацизме, говорить о свободе слова становится неприлично Сергей Маслов, Татьяна Владыкина
  12. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6986000/6986377.stm Ведущую уволили за слова о Третьем рейхе Сергей Берец Русская служба Би-би-си
  13.  http://izvestia.com/world/article3108162/ Немецкую телезвезду уволили из-за Гитлера Игорь Являнский
  14.  «Eva Herman gewinnt Prozesse gegen Springer-Verlag», idea.de  (нем.)  (Проверено 4 апреля 2009)

 Литература

 

 

© 2011 Международная славянская правовая академия Правь
Создание, разработка сайта - студия Мегагрупп.ру.